10 фильмов про секс, которые стали возмутительно неактуальными
Мир неизбежно меняется, а с ним и наши взгляды на секс и отношения. Если 20 лет назад мы могли не заметить очевидной объективации или сексизма в популярных фильмах, то сейчас новая оптика помогает нам разглядеть сомнительные моменты и перестать считать их нормальными. Пьюр вспоминает устаревшие фильмы о сексе, где такой момент не один.
«9½ недель», Эдриан Лайн, 1985
По какой-то причине картина Эдриана Лайна считается эротической мелодрамой. Скорее всего, из-за известной сцены с раскладыванием еды на теле Ким Бейсингер. На самом деле это история молодой женщины, доведенной до нервного срыва и ПТСР. Герой Микки Рурка с самой распространенной для фильмов такого жанра фамилией Грэй — просто классический пример перверзного нарцисса. Вспомните сцену, где он останавливает парковую карусель и оставляет девушку висеть высоко в воздухе без надежды на спасение. Фильм позиционировался как «история любви и страсти», хотя некоторые сцены в 2022 году вызывают почти физическую боль. Поверьте, куда интереснее прочитать автобиографическую книгу Элизабет Макнейл, на основе которой писался сценарий. Именно в ней образ главной героини раскрыт полностью.
«Горькая луна», Роман Полански, 1992
Полански всегда был против моногамии, по крайней мере в творчестве. «Горькая луна» — это анализ открытых отношений с садомазохистским уклоном, правда, в фильме отражена только одна точка зрения — мужская. Женщина служит объектом для воплощения как фантазии «о проститутке», так и фантазии «о святой» — классической сексистской дихотомии. Героиня Эммануэль Сенье нарочито сексуальна, но не забывает демонстрировать черты «святой», ухаживая за больным мужем. Героиня Кристин Скотт Томас подчеркнуто аристократична и холодна, воплощая клише «хорошей девочки». Развязка трагичная — потому что образы-клише должны существовать по законам создавших их мужчин.
«Слияние двух лун», Залман Кинг, 1988
Первое, что поражает современного зрителя в фильме Кинга, — позиционирование отношений между героями Шерилин Фенн и Ричарда Тайсона как «запретные». Только потому, что они принадлежат к разным социальным слоям. Да, проблематика мезальянса — частая тема в драматургии и кино, но в 1988 году это выглядит уже немного неадекватно. Молодая богатая девушка использует общественные стереотипы, привитые ей собственной семьей, для воплощения собственных фантазий. И вновь звучит сексистский дискурс «мадонна-шлюха», особенно в сцене, где героиня меняется нижним бельем со случайно встреченной стриптизершей. Женщине отводится либо роль проститутки, которая почему-то ассоциируется с рабочим классом, либо роль благородной девственницы из буржуазии.
«Последнее танго в Париже», Бернардо Бертолуччи, 1972
В 2013 году, уже после смерти исполнительницы главной роли Марии Шнайдер, Бернардо Бертолуччи признался, что сцена насилия была снята без ее согласия. Тот самый «эпизод с маслом» отсутствовал в изначальном сценарии, и согласовать его почему-то получилось только с мужчинами. Напомним, что на период съемок Шнайдер было 19, а ее партнеру Брандо 48 лет. Удивительно, но Шнайдер заявляла об этом еще в 2007 году, вслух говоря о том, что верховенство мужчин в киноиндустрии приводит к печальным последствиям. Однако общественность обратила внимание на этот инцидент только после заявления самого Бертолуччи. Интересно, почему?
«Шоугелз», Пол Верховен, 1995
То, что фильм получил номинацию на «Золотую малину» в 13 категориях, говорит о многом. История молодой стриптизерши, пытающейся пробиться на вершину шоу-бизнеса, могла бы выглядеть вполне стандартно, если бы не несколько сцен. Например, сцена в бассейне с Кайлом Маклахленом: физиологически невозможное в реальной жизни акробатическое упражнение выдается за непревзойденное эротическое мастерство. Ни одна реальная женщина не способна получить удовольствие в таких условиях, но героиня Элизабет Баркли — не женщина, а, как всегда, то самое клише для мечтающих мужчин. Идеальная гейша, обслуживающая мужской мир.
«Шестнадцать свечей», Джон Хьюз, 1984
В 1980-е было снято много молодежных комедий о том, как подростки входят во взрослую жизнь. Если пересмотреть их сейчас, мы поразимся, насколько другим был мир. Сексуальные домогательства, сексизм, объективация цвели пышным цветом, и общество принимало это за норму. В «Шестнадцати свечах» герой сажает свою отключившуюся из-за алкоголя девушку в машину к другу со словами: «Развлекайся, приятного вечера». Подразумевается, что тот займется с девушкой, находящейся без сознания, сексом, и это должно быть забавно. В XXI веке даже намек на секс без согласия выглядит как преступление, что уж говорить о смехе над ситуацией.
Кстати, вот два материала на эту тему: об активном согласии и о согласии в отношениях.
«Калигула», Тинто Брасс, 1979
Несмотря на присутствие Малькольма Макдауэлла и Хелен Миррен, фильм Тинто Брасса по сути служит каталогом моделей Penthouse. Сюжет, довольно свободно трактующий исторические события, постоянно прерывается на долгие сцены секса, в которых идеальные модели эротических журналов демонстрируют разнообразные сексуальные техники. В дальнейшем Брасс откажется от идеи «секса ради секса» и будет больше внимания уделять драматургии. Но в «Калигуле», увы, сексуальные сцены выглядят как сюжетные заплатки. Вины режиссера в этом нет — судя по всему, сексуальные сцены без купюр появились там без его ведома.
«Красота по-американски», Томас Ньюман, 1999
Герой Кевина Спейси мечтает о сексе с несовершеннолетней одноклассницей дочери, оправдывая сей факт кризисом среднего возраста. Когда девушка соглашается, выясняется, что это ее первый раз, и герой «благородно» отказывается от связи с ней. То есть если бы это был второй, то без зазрения совести можно было бы заняться сексом с подростком, не достигшим 18 лет. Ситуация выглядит совсем не романтично и не благородно. Усугубляет ее, конечно, и репутация самого Спейси, позже обвиненного в сексуальных домогательствах к несовершеннолетним.
«Частные уроки», Алан Майерсон, 1981
Еще один фильм об отношениях с подростком, в которых в 1980-е не видели никакого криминала. Привлекательная гувернантка в исполнении Сильвии Кристель нанята специально для обучения 15-летнего школьника науке секса. Сцены обучения были даже вынесены на постер и обложку видеокассеты, и никто не видел в этом ничего предосудительного. Сейчас весь фильм целиком смотрится как нечто дикое и невозможное. И вопрос совсем не в ханжестве, а в уверенности в том, что такие отношения попахивают криминалом.
«Цвет ночи», Ричард Раш, 1994
Начнем с того, что выбор Брюса Уиллиса не лучшее решение кастинг-директора для эротического триллера. В этой картине можно настолько подробно рассмотреть анатомию героя, что не остается времени любоваться героиней Джейн Марч. При этом не у каждой женщины он вызывает активную симпатию, будем честны, его типаж своеобразен. Фильм Раша заслуженно получил «Золотую малину»: из него не получилось заявленного второго «Основного инстинкта». Но кроме сценарных недостатков здесь присутствуют невозможные в наше время демонизация женщины и инфантилизация взрослого мужчины. Коварная соблазнительница, перед которой невозможно устоять, и пассивный, «соблазняемый» взрослый мужчина-психиатр — это выглядит как откровенная мизогиния.
В тему:
- В начале XX века мировым центром эротической индустрии была Аргентина.
- Изначально фильмы для взрослых демонстрировались только в борделях и только для клиентов.
- Каждую секунду 30 миллионов пользователей просматривают эротический контент в интернете.
- Согласно исследованию Монреальского университета, большинство мужчин впервые смотрят эротику в 10 лет.